Муниципальное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа №6"
города Магнитогорска

Нам выпала большая честь работать и учиться в школе 6!
Среда, 15.08.2018


г. Магнитогорск,
пр. К.Маркса, 86 
т. 8(3519)-26-05-48
Приветствую Вас, Гость · Регистрация · Вход · RSS

...
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Удовлетворенность родителей качеством образования в школах

Школа как технопарк

Школа как технопарк

Культурологическая интерпретация феномена, который мы привычно называем «традиционной школой», свидетельствует, что он возник «под» задачи развития мануфактурного производства. Классно-урочная система с тактами работы по 45 минут, со звонком-гудком начала и окончания работы, конвейерным переходом учащихся из класса в класс от предмета к предмету не просто напоминает фабричное производство, но его моделирует и воспроизводит.

До какого-то времени такое устройство школы позволяло решать актуальные задачи, связанные с развитием индустриальной экономики, науки и общества.

Но уже примерно последние лет пятьдесят в мире осознается задача создания и развития инновационной экономики знаний, высоких технологий и наукоемких производств.

И возникает вопрос: как может быть устроено общеобразовательное пространство, в котором становятся возможными проведение исследований, разработка соответствующих технологий, передача этих технологий в производство, само производство и эффективные продажи?

Технопарк – это способ организации такого пути. Это не обязательно комплекс сооружений, как часто представляют технопарк; это способ организации инновационного процесса становления нового знания и превращения его в новый продукт, и одновременно это способ организации пространства, наиболее соответствующего такому процессу.

Международная ассоциация технологических парков предлагает такое определение: технопарк – это организация, создаваемая в интересах увеличения благосостояния местного сообщества посредством продвижения инновационной культуры, а также состязательности инновационного бизнеса и научных организаций. Для достижения этих целей технопарк стимулирует и управляет потоками знаний и технологий между университетами, научно-исследовательскими институтами, компаниями и рынками. Он упрощает создание и рост инновационных компаний с помощью инкубационных процессов и процессов выведения новых компаний из существующих.

Возникает гипотеза: а не может ли модель современной школы быть выстроена по образу и подобию технопарка – среды, создаваемой специально для поддержки процесса перевода научного знания, результатов научного труда в продукт промышленного производства, в товар?

Вот основные виды деятельности, которые объединяются в технопарках для поддержки инноваций как реализованных идей: исследовательская деятельность (в том числе – междисциплинарная); экспертиза перспективных разработок; изобретательская деятельность и проектирование, разработка прототипов и технологий; производство; маркетинг и сбыт; поддержка коммерциализации разработок; управление и технопредпринимательство.

Технопарк может быть локальным пространством, в котором «собраны» научные, конструкторские и производственные структуры, имеющие информационную и опытно-экспериментальную производственную базы и квалифицированный научный персонал, но он может и разрастаться до масштабов наукограда.

В таком наукограде, кроме вышеперечисленного, серьезное внимание должно быть уделено созданию творческой среды для работы и досуга (в которой стимулируются новые идеи и их осуществление) – пространства для встреч, общения, творческой деятельности, кафе, библиотеки.

Для школы-технопарка все сказанное означает существенную перестройку инфраструктуры, содержания, способов и средств организации и реализации образовательного процесса.

Сложившаяся практика учебного процесса такова, что учитель знакомит учащихся только с итоговой составляющей того, что называется «знание». Другими словами, в образовательном процессе практически нет деятельностно организованного постижения того, в связи с чем и как это знание было получено; нет и материала о том, как это знание, уже в качестве средства, стало использоваться в практике.

Именно поэтому и возникают затруднения в организации исследовательской и проектной деятельности в школе. Ведь «рождение знания» – это собственно и есть исследовательская деятельность. Использование знаний как средства – это в том числе и проектная деятельность. Отсутствие исследовательской и проектной деятельности порождает вопросы учащихся: «Откуда это появилось?», «Для чего мы все это учим?». Эти вопросы указывают на дефицит смыслов, возникающий у школьников в процессе обучения.

На этом фоне понятно, почему сегодня все более актуальным становится введение в школе в качестве основных способов ее работы исследовательской и проектной деятельности. В новых образовательных стандартах это зафиксировано четко и однозначно.

В педагогическом отношении это – возвращение смыслов в учебный процесс; в социально-психологическом – поддержка процессов взросления подростков и старшеклассников; в социально-экономическом это – освоение норм деятельности, значимых для развития науки и высокотехнологических производств.

Реализация этих вызовов требует выстраивания новой конфигурации образовательного пространства, предельной формой которого и становится технопарк.

В рамках модели «школы как технопарка» в образовательной программе школы должна быть организована работа школьников с кейсами реальных высокотехнологичных предприятий, в исследовательских лабораториях, учебных конструкторских бюро и испытательных полигонах.

В лабораториях работа строится вокруг изучения свойств объектов биологии, физики, химии; на испытательных стендах изучаются свойства новых материалов.

Школьные конструкторские бюро – это место разворачивания и реализации проектных замыслов. Принципиально важно, чтобы между лабораториями и конструкторскими бюро была выстроена содержательная связь.

Школы-технопарки организуют производственные участки, укомплектованные в том числе и оборудованием Fablab (во многих регионах страны уже сегодня школы начинают активно сотрудничать с Центрами молодежного инновационного творчества, оснащенными таким оборудованием), на которых или в учебном режиме, или в формате реального производства изготавливается продукция, разработанная и прошедшая испытания в конструкторских бюро и на полигонах.

Такой продукцией могут быть игры, конструкторы, приборы, модели. Среди них могут быть модели, созданные, например, по чертежам Леонардо да Винчи; приборы и механизмы для кабинетов физики, биологии, географии; продукты, созданные по заказу производств.

Уже сегодня есть множественные примеры сотрудничества школ, учителей и старшеклассников с предприятиями, включающие подростков в реальные производственные отношения, в выполнение заказов от фирм-производителей.

Опыт показывает, что, например, оснащение школьных теплиц высокоточными приборами и механизмами, регулирующими микроклимат, вполне под силу старшеклассникам, как и многие другие технологические решения.

Креативные студии цифрового кино, театральные студии, художественные мастерские – существенные элементы школы-технопарка.

Работа школьников в исследовательских группах и проектных командах обеспечивает необходимую социализацию, опыт предметного взаимодействия, конструктивного решения содержательных проблем.

Формирование разновозрастных групп в исследовательских лабораториях, конструкторских бюро, студиях и мастерских, появление в них студентов и взрослых, состоявшихся в своих профессиях, существенным образом улучшат качество работы этих структурных подразделений образовательной организации.

Жизнь и работа школы-технопарка достраивается формами взаимодействия школы и бизнес-структур – деятельностной профориентацией, экскурсиями-путешествиями, встречами с технопредпринимателями, профессиональными пробами... Возникает образовательная среда, объединяющая детское научное творчество и экспериментальное моделирование с реальным производством.

Примеры некоторых шагов школ в этом направлении можно найти в книге А.Н. Юшкова, М.М. Эпштейна «Школа и бизнес: опыт взаимодействия. Четыре шага к технопредпринимательству» Алексей Юшков, Михаил Эпштейн

Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 237
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  •     Федеральные Региональные Муниципальные Остался год до пенсии?
    Региональный мониторинг
       · Минобрнауки РФ · МО и науки Челябинской обл. · Администрация города
       · Российское образование · ГОУ ДПО ЧИППКРО · Управление образования г.Магнитогорска
       · Федеральный центр ресурсов · ГБОУ Региональный центр оценки качества и информатизации образования · ЦПКИМР г.Магнитогорска
       · Единая коллекция ЦОР  
       · Образовательные ресурсы  
       · Официальный сайт для размещения информации о государственных учреждениях  
       · Федеральный институт педагогических измерений    
       · Официальный информационный портал ЕГЭ  
       · Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки    
         
    Официальный сайт МОУ "СОШ №6" г.Магнитогорска © 2018
    Создать бесплатный сайт с uCoz